Защита прав потребителей в сфере ЖКХ

Защита прав потребителей в сфере ЖКХ

Много жителей многоэтажек жалуются на некачественные услуги в сфере ЖКХ. Претензии могут быть разными: от отсутствия уборки на придомовой территории до завышенных цен за коммунальные услуги. Некоторые управляющие компании пренебрегают правами потребителей. В статье поговорим о том, как не стать жертвой исполнителя коммунальных услуг.

Общая характеристика ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство – это многоотраслевой хозяйственный комплекс, который обеспечивает функционирование жилых домов, для удобного, безопасного и комфортного проживания людей.

Жилищно-коммунальное хозяйство включает в себя:

— обеспечение поставки электроэнергии;

— отвод сточных вод;

— вентиляция и централизованное кондиционирование воздуха;

— ремонт и модернизация сооружений;

— обеспечение поставки горячей и холодной воды;

— содержание придомовых территорий;

— обеспечение поставки газа;

— вывоз мусора.

Вопросы прав потребителя коммунальных услуг регулируется законодательством:

Защита прав потребителей в сфере ЖКХ Жилищный Кодекс РФ.

Защита прав потребителей в сфере ЖКХ Закон «О защите прав потребителя».

Защита прав потребителей в сфере ЖКХ Постановление Правительства РФ №354 от 6.05.2011.

Права потребителей коммунальных услуг

1. Получать коммунальные услуги надлежащего качества и в полном объеме. Если услуги ЖКХ не надлежащего качества, то жильцы дома имеют право на устранение неисправностей и восстановление работоспособности в кратчайшие сроки.

2. Устанавливать счетчики для измерения потребления коммунальных услуг. Для установки счетчика потребитель может обратиться в свою управленческую компанию или в другую организацию. Очень важно, чтобы технические параметры счетчика соответствовали законодательству РФ. После установки счетчика потребитель имеет право требовать оплату за коммунальные услуги в соответствии с показателями его счетчика.

3. Получать информацию о том, как начисляется плата за коммунальные услуги. Исполняющий ЖКХ должен информировать жильцов об изменении тарифа и оплату услуг. Также объяснять потребителям, по каким причинам изменился тариф. 

4. Требовать возмещения ущерба, если убытки произошли по вене исполняющего. Предоставление услуг ненадлежащего качества могут причинить вред имуществу или здоровью плательщика ком. услуг. В таком случае, исполнитель должен возместить материальный и моральный вред потребителю.

5. Получать перерасчет, если ком. услуги предоставляются не в полном объеме. Например, если перерыв подачи горячей воды составляет более 8 часов в месяц, тогда плательщик услуг имеет право требовать перерасчета платы.

Защита прав потребителей в сфере ЖКХ

Основные нарушения в сфере ЖКХ

Потребитель заключает договор с управляющей компанией. По этому договору компания занимается обслуживанием дома, а жильцы оплачивают предоставление коммунальных услуг. Большая часть претензий возникает у потребителей к работе управляющей компании. Основные претензии:

1. Завышенные счета. Больше всего вопросов у жителей квартир к стоимости коммунальных услуг. Они считаются на основе показателей счетчика. Если в квартире счетчика нет, расчет стоимости проходит по нормативам потребления. Нормативы могут отличаться от реального потребления. Из этого получается, что жители переплачивают за ком. услуги.

2. Качество предоставления услуг. Претензии могут быть за несвоевременную подачу тепла, низкую температуру в помещении, подачи воды сомнительного качества, не надлежащее содержание придомовой территории, отсутствие ремонта и др.

3. Отказ в получении льгот. Некоторой категории населения государством предусмотрены льготы в сфере ЖКХ. Но на практике добиться их бывает не так просто.

Составление жалобы на управляющую компанию

При составлении жалобы не нужно придерживаться какой-то особой формы, но нужно соблюдать определенный порядок. В «шапке» заявления нужно указать адрес и название компании, которая предоставляет услуги. Также указать ФИО потребителя. В тексте жалобы нужно описать проблемы, опираясь на конкретные и достоверные факты. Далее нужно указать требования, которые выдвигает потребитель к управляющей компании. В конце заявления нужно обязательно поставить подпись и дату.

Жалобу составляют в двух экземплярах. Один экземпляр передается в управленческую компанию, а другой потребитель оставляет у себя.

Если управляющая компания проигнорировала жалобу или не удовлетворила требование потребителя, то он может обратиться в следующие инстанции:

1. Роспотребнадзор

2. Управления Государственной жилищной инспекции РФ.

3. Управление социальной защиты населения.

4. Суд.

Задайте вопрос нашему юристу! Консультация БЕСПЛАТНАЯ!